БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania).
САМООБРАЗОВАНИЕ, самостоятельное образование, приобретение систематич. знаний.
СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, архипелаг на границе Карского м. и моря Лаптевых.
СИВАЛИКСКИЕ ГОРЫ, Сивалик, Предгималаи в Индии и Непале.
СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, др.-рус. княжество, занимавшее терр. по верх. течению Днепра.
COЮЗHOE СОБРАНИЕ, в Швейцарии высший федеральный законодат. орган.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КРОВАВАЯ БАНЯ (швед. Stockholms blodbad).
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ .
15-18 апреля - 13-й съезд ВЛКСМ. .
Раздача продуктов голодающим. Самара. 1921. .


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2168119023552133509201крюковыми или со специальными грузозахватными устройствами. Пролёты кранов общего назначения обычно 4-40 м; при обслуживании судостронт. стапелей до 170 м. Грузоподъёмность таких П. к. составляет 3-50 т, а при обслуживании гидроэлектростанций и стапелей достигает 400-800 т (в отд. случаях 1600 т - две тележки по 800 т). Передвижение кранов (скорость 20-100 м/мин) часто является рабочим движением; при малых грузоподъёмностях в качестве грузовой тележки используются самоходные электрич. тали. Для монтажа крупных изделий (напр., в судостроении) применяют краны с 2 грузовыми тележками, позволяющими кантовать груз на весу. Краны строит, назначения, имеющие переменное место работы, выполняются самомонтирующимися. Для открытых складов штучных грузов применяют часто пневмоколёсные козловые краны с пролётом 6-15 м, грузоподъёмностью 15-30 т, с рабочей скоростью движения до 8 км/ч.

Мостовые перегружатели (перегрузочные мосты) изготовляют обычно с грейферными захватами; они обслуживают гл. обр. открытые склады угля и руды, используются на пром. предприятиях, электростанциях и в портах. Грузоподъёмность грейферных перегружателей с грузовой тележкой составляет 15-30 т, скорость передвижения грузовой тележки -160-360 м/мин, подъёма груза -60-70 м/мин; производительность 500-1000 т/ч. Для увеличения зоны обслуживания грузовые тележки могут выполняться с поворотной стрелой (скорость поворота 2-4 об/мин) с вылетом 3-6 м. Перегружатели с поворотным краном имеют грузоподъёмность 10-20 т, вылет стрелы 10-20 м; скорость движения крана по верхним поясам моста 120-180 м/мин', иногда их снабжают ленточным конвейером, к-рый загружается краном, что сокращает его пробеги и увеличивает производительность перегружателя. Крюковые перегружатели для штучных грузов имеют грузоподъёмность до 300 т. Для обслуживания складов круглой (секторной) формы используют радиальные мосты, у к-рых одна опора неподвижная (поворотная), другая - перемещается по кольцевому пути. Мосты имеют пролёты до 120 м, длину консолей до 50 м. Время подъёма консолей 5 - 10 мин. Передвижение моста -установочное движение (скорость 10-30 м/мин).

Стреловые самоходные краны - железнодорожные, автомобильные (на шасси автомобиля), пневмо-колёсные (на спец. шасси), гусеничные краны универсального применения (на двухгусеничном ходу, а также на базе трактора) предназначены для перегрузочных и монтажных работ в стр-ве, на пром. предприятиях и на транспорте. В зависимости от условий работы краны оборудуют сменными стрелами различной длины и конфигурации (прямые, изогнутые, телескопические). Длина стрел у пневмоколёсных и гусеничных монтажных кранов при больших высотах подъёма груза достигает 60-100 м и более. Для увеличения устойчлвости служат выносные опоры (аутригеры). Скорости движений соответствуют грузоподъёмности крана и вылету стрелы и обычно составляют: подъёма груза 5-25 м/мин, вращения 1-4 об/мин, время подъёма стрелы из низшего положения в высшее 1-3 мин. Передвижение крана (при работе) 1-10 км/ч. Стреловые краны выполняют с крюковыми и грейферными захватами, а дизель-электрические -также с электромагнитом. Они имеют переменную грузоподъёмность, наибольшую при наименьшем вылете и использовании выносных опор: у ж.-д. кранов до 40 т (спец. аварийные и монтажные до 300 т); автомобильных 16-40 т, пневмоколёсных до 200 т (спец. монтажные до 600 т и более), гусеничных до 300 т и более. Пневмоколёсные краны большой грузоподъёмности монтируются на прицепах с тягачами.

Башенные краны используют преим. при гражд., пром. и гидротехнич. стр-ве (строительные), а также для обслуживания открытых стапелей и достро-ечных работ в судостроении (судостроительные П. к.). Конструкция строит, башенных кранов позволяет быстро осуществлять их монтаж и демонтаж и перевозку автотранспортом. Они выполняются обычно крюковыми с поворотной и неповоротной башней, к-рая при большой высоте делается телескопической или наращиваемой (сверху) и подращиваемой (снизу). Строительные П. к. обычно передвигаются по рельсам, а при значит, высоте выполняются также приставными (опираются на землю и на каркас строящегося здания) или самоподъёмными, наз. иногда ползучими (опираются на здание и перемещаются вертикально по мере роста возводимого сооружения). Башенные краны на автомобильном, пневмоколёсном и гусеничном ходу изготовляются на базе обычных стреловых кранов; имеют стреловые устройства в виде подъёмной (качающейся) стрелы или консольной стрелы, по к-рой перемещается грузовая тележка с канатной тягой. Вылет строит, кранов достигает 40 м, высота подъёма 150 м; скорости движений: подъёма груза 10-100 м/мин, вращения 0,2-1,0 об/мин, передвижения крана (установочное движение) 10-30 м/мин. Грузоподъёмность (переменная) достигает 75 т (при миним. вылете). Судостроит. башенные краны имеют вылет до 50 м и выполняются передвижными (по земле и на эстакадах) грузоподъёмностью до 100 т (стапельные краны) и стационарными грузоподъёмностью до 400 т (достроечные).

Портальные краны применяют для перегрузочных работ в портах и на открытых складах, для строительных (преим. гидротехнич.) работ, а также для сборочно-монтажных работ в судостроении и при судоремонте (на берегу и на плавучих доках). По характеру работы подразделяются на перегрузочные (крюковые, грейферные, реже магнитные) и монтажные. Особым типом перегрузочного портального П. к. является высокопроизводительный, предназначенный для разгрузки судов грейферно-бункерный кран с программным управлением, у к-рого грейфер заполняет расположенный на портале бункер. Поворотная часть кранов может устанавливаться на полупорталах (один рельс на стене здания), а на откосных набережных -на треугольных подставках. Стреловые устройства, как правило, обеспечивают горизонтальное перемещение груза при изменении вылета. Грузоподъёмность грейферных кранов постоянная, а крюковых чаще переменная. Грузоподъёмность перегрузочных кранов от 5 до 40 то, а монтажных от 100 до 300 то; вылет обычно 25-35 м и достигает 50-100 м (у судостроит. П. к.). Скорости движений перегрузочных кранов составляют: подъёма груза 60-90 м/мин, вращения 1,5-2 об/мин, передвижения крана (установочное движение) 30 м/мин; скорости монтажных кранов значительно меньше, чем перегрузочных.

Настенно-консольные поворотные краны обычно выполняют стационарными, реже - передвижными. Стационарные краны применяют для обслуживания рабочих мест в цехах и на складах, а передвижные гл. обр. для выполнения внутр. работ в крупных механич. цехах. Грузоподъёмность стационарных П. к. 0,25-3,2 то, вылет 3-6 м.

Плавучие краны предназначены для работ, производимых на плаву, состоят из верхнего строения (крана) и самоходного (10-15 км/ч) пли несамоходного понтона. По конструкции верхнего строения они подразделяются на поворотные (универсальные) и неповоротные (мачтовые, козловые). Неповоротные плавучие краны имеют грузоподъёмность до 1500-2500 то, вылет (от кромки понтона) до 25 м; их используют для подъёма особо тяжёлых грузов и для производства спец. работ. Поворотная часть плавучих кранов аналогична поворотной части портальных кранов. Для массовых перегрузочных работ используют краны (обычно несамоходные) грузоподъёмностью до 25 то с вылетом до 35 м; для перегрузки судов-тяжеловесов, а также для произ-ва строит.-монтажных, судостроит. и ава-рийно-спасат. работ - поворотные краны грузоподъёмностью до 350 га (обычна самоходные) с вылетом до 60 м.

Судовые краны обычно выполняются стационарными поворотными, реже - передвижными (портальными или козловыми). Грузоподъёмность стационарных П. к. 1- 16 то при вылете до 16 м.

Основные узлы подъёмных кранов. Осн. механизмы П. к.- механизм подъёма груза, кроме к-poro П. к. различных типов имеют обычно от 1 до 3 (в нек-рых случаях до 6) различных механизмов: передвижения грузовой тележки; вращения поворотной части или поворотной стрелы грузовых тележек; изменения вылета стрелы; подъёма или выдвижения консоли моста и др. Передвижные П. к. имеют также механизм передвижения крана. В кранах большой грузоподъёмности, кроме механизма главного подъёма, часто устанавливают 1 или 2 независимо работающих механизма вспо-могат. подъёма для ускоренного перемещения грузов меньшей массы. Механизм подъёма груза состоит из гибкого подъёмного органа (обычно стального каната) и грузовой одно- или двухбарабанной лебёдки. К канату непосредственно или через нижнюю обойму полиспаста прикрепляется грузовой крюк или различные грузозахватные приспособления, к-рые могут быть автома-тич. действия, напр, подъёмные электромагниты, пневматич. присосы, клещевые захваты, грейферы и др. (соответственно П. к. наз. крюковые, грейферные, магнитные, клещевые, контейнерные и т. п.). При необходимости иметь несколько ступеней скорости подъёма (напр., посадочную, повышенную для грузов малой массы и т. п.) применяют многоскоростные лебёдки. В тех случаях, когда требуется особенно большая точность в работе при технологич. операциях (напр., в нек-рых металлур-гич. мостовых кранах), а также при шта-белировании грузов применяют т. н. жёсткий подвес. В этом случае грузозахватное устройство прикрепляется к штанге, к-рая перемещается по вертикальным направляющим (в шахте). Жёсткий подвес полностью устраняет раскачивание груза, но значительно утяжеляет кран. Для обеспечения безопасности работы механизмы подъёма снабжаются ограничителями хода грузозахватного устройства, ограничителями грузоподъёмности или грузового момента. Нек-рые П. к. имеют крановые весы автоматич. действия, позволяющие определять массу поднимаемого груза. Механизмы передвижения кранов и грузовых тележек по рельсовому пути бывают гл. обр. с приводными колёсами, реже с канатной тягой, к-рая обычно применяется только для грузовых тележек. Приводные колёса могут быть с центральным и раздельным приводом. Вращение колёс с центральным приводом производится одним двигателем через промежуточный (трансмиссионный) вал. При раздельном приводе каждое колесо или приводная двухколёсная ходовая тележка имеют свой двигатель.

Предохранит, устройства механизмов передвижения - ограничители хода (напр., концевые выключатели, концевые упоры) и противоугонные устройства (от действия ветра). Стреловые устройства бывают с негоризонтальным и с горизонтальным перемещением груза при подъёме и опускании стрелы (изменении вылета). Устройства с негоризонтальным перемещением груза применяют в П. к., у к-рых изменение вылета является установочным движением и производится при ненагруженной стреле (напр., у ж.-д. кранов). Стреловые устройства с горизонтальным перемещением груза, в т. ч. шарнирно-сочленённые укосины, значительно уменьшают мощность привода, их применяют на П. к., у к-рых изменение вылета является рабочим движением (напр., башенные, портальные, плавучие и судовые поворотные краны). Механизмы изменения вылета выполняются в виде стрелового полиспаста с лебёдкой, поступательно перемещающейся винтовой или реечной штанги с приводом, гидроцилиндра, приводного зубчатого сектора или кривошипного механизма. Эти механизмы воздействуют либо непосредственно на стрелу (укосину), либо на связанную с ней рычажную систему. Предохранит, устройства стрелы - конечные выключатели для ограничения угла качания стрелы. Крановые металлоконструкции, как правило, изготовляют сварными. Для снижения веса конструкций их изготовляют из низколегированных сталей повышенной прочности, а также из алюминиевых сплавов. В механизмах привода кранов используют электрические двигатели (главным образом переменного тока), двигатели внутр. сгорания (преим. дизельные), гидравлич. и пневматич. двигатели или привод ручной. При необходимости плавного регулирования скоростей в широких пределах применяют электродвигатели постоянного тока. Двигатели внутр. сгорания устанавливают на П. к., к-рые должны работать независимо от электрич. сети (плавучие, ж.-д., автомоб., гусеничные краны). Для устранения сложных и трудных в управлении распределит, передач от одного двигателя к ряду механизмов (одномоторный привод) применяется комбинированный дизель-электрич. или дизель-гид-равлич. привод, в к-рых каждый механизм имеет отд. электрич. или гидравлич. двигатель (гидроцилиндр) - многомоторный привод, а дизель приводит в действие генератор тока или насосы. Гидравлич. привод компактен, позволяет в широких пределах осуществлять бесступенчатое регулирование скоростей, но имеет низкий кпд. Пневматич. привод с поршневыми двигателями и цилиндрами применяется в небольших П. к., работающих во взрывоопасных помещениях. Ручной привод используют в П. к. при перемещении грузов на небольшие расстояния и редкой работе. Скорости движений при этом невелики, т. к. мощность ограничена. Управление механизмами кранов осуществляет один крановщик из кабины, к-рая может находиться на поворотной части, грузовой тележке или мосту крана. Тихоходными и редко используемыми П. к. может управлять рабочий, находящийся на полу (с помощью кнопочного аппарата). Возможно дистанц. управление по проводам или с помощью радио. При работе по определённому графику возможно программное управление с автоматич. выполнением большинства операций; в нек-рых случаях применяется радиотелефонная и телевизионная системы связи крановщика с местом работы. Для торможения и остановки механизмов служат механич. тормоза автоматич. действия или управляемые крановщиком. При наличии электрич. двигателей, кроме того, возможно применение электрич. торможения.

Перспективы развития краностроения соответствуют возрастающим требованиям обслуживаемых П. к. отраслей нар. х-ва. Одна из гл. задач - увеличение грузоподъёмности и осн. параметров П. к.-длины пролётов, вылета стрелы, высоты подъёма груза, а также увеличение манёвренности передвижных кранов и т. п., что направлено на расширение сферы использования П. к. Существенным является повышение их производительности, для чего предусматривается увеличение скоростей рабочих движений, использование автоматич. грузозахватных устройств и внедрение автоматич. систем управления. Важная проблема - повышение точности работы П. к., для решения к-рой требуется создание систем автоматич. гашения колебаний груза и увеличение диапазона регулирования скоростей. Решается также задача снижения динамич. нагрузок и уменьшения собств. массы П. к.

Лит.: Справочник по кранам, под ред. А. И. Дукельского, 2 изд., т. 1 - 2, Л., 1971 -1973 (имеется библ.); Грузоподъемные машины, под ред. М. П. Александрова, М., 1973; Sсheff1еr М.. Pajеr G., KurthF., Grundlagen der Fordertechnik, 4 Aufl., В., 1971; Broughton H. H., Electric cranes, 3 ed., L., 1958. А. И. Дукельский.

ПОДЪЕСАУЛ, офицерский чин в казачьих войсках русской армии. Соответствовал чину штабс-капитана и штабс-ротмистра в регулярных войсках.

ПОДЪЯЗЫЧНАЯ ДУГА, элемент висцерального скелета позвоночных животных и человека, расположенный непосредственно позади челюстной дуги. У большинства хрящевых рыб каждая половина П. д. состоит из верхнего подъязычного хряща - подвескаи нижнего, собственно подъязычного хряща - г и о и д а. Обе половины П. д. соединяются внизу непарным элементом. У костных рыб верхний элемент П. д., несущий жаберную крышку, расчленён на собственно подвесок и соединит, кость; гиоид несёт лучи жаберной перепонки. Непарный соединит, элемент П. д. покрыт слизистой оболочкой (язык рыб) и часто вооружён зубами. У большинства наземных позвоночных животных и человека подвесок преобразуется в слуховую косточку - столбик, или стремечко, а нижний элемент входит в состав подъязычного аппарата. См. также Амфистилия, Аутостилия, Гиостилия.

ПОДЪЯЗЫЧНЫЙ АППАРАТ, часть висцерального скелета наземных позвоночных и человека, расположенная между ветвями ниж. челюсти под языком (отсюда назв.). П. а.- остаток жаберных дуг кистепёрых рыб, изменённый в процессе историч. развития позвоночных. Наиболее полно развит у безногих и личинок хвостатых земноводных, у к-рых в П. а. ясно различимы подъязычная дуга (её нижний отдел) и 3-4 жаберных дуги. У бесхвостых земноводных все эти элементы сливаются в широкую хрящевую пластинку - тело, несущее 4 пары отростков. У пресмыкающихся и птиц непарные элементы жаберного аппарата образуют удлинённое тело П. а., служащее опорой для языка, а парные элементы - не более 3 пар отростков, или рожков. У млекопитающих и человека П. а. обычно наз. подъязычной костью, состоящей из непарного тела и 2 пар отростков - больших и малых рожков. П. а. укрепляется рядом мускулов шеи, связывающих его с нижней челюстью и черепом, а также с ключицами и грудиной, у мн. животных ещё и с лопаткой; от П. а. отходят также мышцы языка. Работой этих мышц обусловливаются движения П. а. и дна ротовой полости, а также языка и гортани, что имеет существ, значение при глотании и звукообразовании.

ПОДЪЯЗЫЧНЫЙ НЕРВ, 12-я пара черепно-мозговых нервов. Берёт начало из нервных клеток, формирующих его двигательное ядро, к-рое расположено в глубине мозгового ствола на уровне продолговатого мозга. Отростки нервных клеток объединяются в 10-15 корешков, к-рые проникают между пирамидой и нижней оливой. Сливаясь в общий ствол, они выходят из черепа через канал П. н. в затылочной кости. После выхода П. н. дугообразно загибается и у переднего края подъязычно-язычной мышцы разветвляется на конечные ветви, иннервирующие мускулатуру языка. При поражении П. н. развивается паралич соответствующей половины языка с атрофией его мышц.

ПОДЪЯЧЕВ Семён Павлович [27.1(8.2). 1866, с. Обольяново-Никольское, ныне с. Подъячево Дмитровского р-на Моск. обл.,-17.2. 1934, там же], русский советский писатель. Чл. КПСС с 1918. Печатался с 1888. Повесть "Мытарства" (1902) была отмечена В.Г. Короленко и М. Горьким. Осн. темы произв. П.-трагизм судьбы миллионов крестьян, страдающих от безземелья, эксплуатации и произвола властей ("У староверов", 1907; "Семейное торжество", 1910; "Жизнь и смерть", 1912, и др.); разоблачение хищничества сел. лавочников и кулаков ("Карьера Захара Фёдоровича Дрыкалина", 1915); рост политич. самосознания крестьян под воздействием революц. пропаганды ("За грибками, за ягодками", 1916, и др.). В рассказах и очерках П. сов. лет ("Новые полсапожки", "Понял", "Письмо" и др.) показана жизнь деревни до и после Октября 1917. Опубл. автобиографич. повесть"Моя жизнь" (кн. 1-2, 1929-32).

С о ч.: Поли. собр. соч., т. 1 - 11, М.- Л., 1927 - 30; Избр. произв., М., 1966.

Лит.: Семен Павлович Подъячев. 1866-1934. К 100-летию со дня рождения, М., 1968; Короленко В., [Письмо С. П. Подъячеву], Собр. соч., т. 10, М., 1956; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 3, Л., 1964.

Ф. И. Кулешов.

ПОДЫ, то же, что западины.

ПОДЫМЩИНА, древнейшая система налогового обложения на Руси в 9-18 вв.; см. Дым.

ПОДЬЯЧИЙ (греч. hypodiakonos, от hypo - под и diakonos - служитель), низший чин администрации в России 16 - нач. 18 вв. Под руководством дьяков П. выполняли осн. делопроизводств. работу в центр, и местных гос. учреждениях. Составляли особую групйу служилого неподатного населения. Делились на старших, средней статьи и младших.

Получали денежное, хлебное, а иногда и поместное жалованье. В 20-е гг. 18 в. в государственных учреждениях их заменили канцеляристы, подканцеляристы и копиисты.

ПОДЮГА, посёлок гор. типа в Конош-ском р-не Архангельской обл. РСФСР. Расположен на р. Подюга (басе. Сев. Двины). Ж.-д. станция на линии Коно-ша - Котлас. Леспромхоз, щебёночный завод.

ПОЕЗД железнодорожный, сформированный и сцепленный состав из вагонов с одним или неск. действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий световые и др. опозна-ват. сигналы. В СССР формирование, движение, приём и отправление, обслуживание П. производятся по действующим "Правилам технической эксплуатации железных дорог". На жел. дорогах Мин-ва путей сообщения СССР различают П. по т. н. старшинству: внеочередные - восстановительные, пожарные, снегоочистители и др.; очередные - пассажирские (дальнего, местного и пригородного сообщения); почтово-багажные, грузопассажирские, грузовые, хозяйственные, а также относят к П. локомотивы без вагонов, отд. моторные вагоны и мотор-вагонные секции, автомотрисы и автодрезины несъёмного типа, отправляемые на перегоны.

П. обслуживаются локомотивными бригадами (не менее 2 чел.). Пасс, поезда, кроме того, обслуживаются проводниками вагонов, а в необходимых случаях и др. работниками. Движением П. на каждом участке (длиной в среднем ок. 130-140 км) руководит только один работник - дежурный поездной диспетчер, отвечающий за выполнение расписания и безопасность движения.

Формирование П. осуществляется гл. обр. на крупных, предназначенных для этого станциях, в соответствии с графиком движения и планом формирования П. Для каждой категории П. установлены нормы веса и длины состава в зависимости от силы тяги используемого локомотива и длины приёмо-отправочных путей. Масса пасс. П. в СССР достигает 1000-1200 т, грузовых - 6000-10 000 т.

Макс, допускаемые скорости движения П. в СССР: пасс. -160 км/ч (а на отд. участках -200 км/ч и более), ускоренных грузовых -100-120 км/ч, грузовых -80-100 км/ч.

Каждому П. присваивается номер: П. одного направления имеют чётные номера, противоположного - нечётные.

К. М. Доброселъский.

ПОЕЗДНАЯ РАДИОСВЯЗЬ, двусторонняя непрерывная радиосвязь, входящая в систему технологич. железнодорожной радиосвязи и используемая поездным диспетчером и дежурными по станциям для регулирования движения поездов и обеспечения безопасности движения.

На жел. дорогах СССР П. р. осуществляется на частоте 2,13 Мгц в симплексном режиме (см. Симплексная связь) с групповым избират. вызовом; разрабатывается система П. р., в к-рой возможно использование метрового диапазона волн. За рубежом в основном применяется П. р. в метровом и дециметровом диапазонах.

П. р. даёт возможность дежурным по станциям вызывать машинистов локомотивов и вести переговоры с ними с помощью стационарных радиостанций. Для обеспечения работы П. р. с наименьшими радиопомехами обычно вместо антенн используются т. н. направляющие провода (специально подвешиваемые биме-таллич. провода) или провода линий энергоснабжения и возд. линий связи, идущих вдоль жел. дороги. Связь диспетчера с машинистами локомотивов осуществляется на участке от диспетчерского пункта до ж.-д. станции, вблизи к-рой находится локомотив, по каналу избирательной телефонной связи и далее с помощью стационарных радиостанций, управляемых диспетчером дистанционно. П. р. в СССР оборудовано св. 100 тыс. км (1974).

Лит.: В а в а н о в Ю. В., Васильев О. К., Тропкин С. И., Станционная и поездная радиосвязь, М., 1973.

Ю. В. Ваванов.

ПОЕНЕШТИ (Poiene?ti), деревня близ г. Васлуй (Румыния), в окрестностях к-рой расположена группа археол. памятников. Исследовались рум. археологом Р. Вульпе в 1949. Среди них энеолитич. поселение сер. 4-го тыс. до н. э. (культура Кукутени - А), селище и могильник гетов 4 - 3 вв. до н. э. и два могильника с трупосожжениями. В одном из них (2-1 вв. до н. э.), относимом Вульпе к культуре бастарнов, найдены чёрные лепные горшки-урны с крышками-мисками, средне- и позднелатенские фибулы. На терр. СССР (в Молд. ССР) памятником этого типа является могильник у Лукашёвского поселения и нек-рые др. Др. могильник (2-3 вв. н. э.), содержавший высокие, сделанные на гончарном круге урны со спец. крышками, а также лепную гето-дакийскую керамику, связывают с фракийским племенем карпов. Аналоги